I LOVE THIS GAME

Культурологический музей
города Тольятти

 
  


   Главная
   
  Комната боевой славы
   
  Место на карте
   
  Страницы летописи
   
  Город сегодня
   
  Культура
   
  Традиции
   
  Статьи

  Участники и их проекты

  Гостевая книга

  Ссылки

 

 

  
     

Что такое народ?

Слово "народ" очень многозначно. Например, когда говорят: "Собралось много народу", имеют в виду большое количество людей. Выражение "в народе говорят" отражает мнение простых людей по какому-либо вопросу. "Многонациональный народ РФ" - это все граждане России независимо от национальности, а "якутский народ" - это, наоборот, только люди якутской народности.

В этнографии (от греч. "этнос" - "народ" и "графо" - "пишу", "описываю") - науке, изучающей происхождение, расселение, культуру и быт народов, под словом "народ" подразумевают общность людей, осознающих свою принадлежность к определенной национальности. Конечно, далеко не каждый может однозначно назвать свою национальность. Допустим, у молодого человека отец - алтаец, мать - немка, а родился и вырос в Петербурге и с детства говорит только на русском языке. Возможно, ему будет нелегко определить, кто же он - немец, алтаец или все-таки русский. Однако большинство людей четко знают, к какой национальности они принадлежат, какой народ (именно в смысле национальной принадлежности) они представляют.

Чтобы избежать путаницы, связанной с многозначностью слова "народ", ученые обычно используют термины этнос (в значении "отдельный народ") и этнический (т.е. присущий данному народу).

Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему. Иногда, конечно, могут встретиться люди, которым по какой-либо причине не нравится их этническая принадлежность, которые хотели, чтобы она была другой. Тогда человек переезжает в другую страну, например в США, и через несколько лет начинает ощущать, что стал американцем. Он думает на английском языке и говорит на нем лучше, чем на родном; привычки и манера поведения у него становятся совсем американскими. Однако гораздо чаще случается наоборот: люди, родившиеся в Америке в русских семьях, хотя и владеют английским лучше, чем русским, часто продолжают считаться себя русскими, интересоваться жизнью России, посещают православный храм. Полная перемена этнической принадлежности в большинстве случаев происходит только в третьем поколении.

Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его - высокоствольные сосны, но ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью, ни при каких условиях, не станет. А вот потомки французской семьи, много поколений назад переселившейся в Германию, могут превратиться в немцев, и таких случаев не мало.

Эти различия особенно заметны в этнических сообществах, которые в силу каких-либо обстоятельств живут в диаспоре, т. е. рассеяны по разным странам, как, например, армяне. Ясно, что наиболее типичные армяне, которые говорят на родном языке, соблюдают народные обычаи и праздники, готовят традиционные блюда армянской кухни, живут в республике Армения. Чем дальше от прародины поселились представители этого народа и чем дольше они находятся в диаспоре (многие семьи более четырех столетий), тем хуже эти армяне владеют родным языком, (а может быть совсем перешли на другой, хотя армяне сохраняют свой язык обычно очень стойко), тем меньше обычаев они помнят и соблюдают.

Каждый этнос, за исключением, пожалуй, только цыган, имеет свою исконную территорию, на которой он сформировался и где проживает большинство его представителей. Каждый этнос обычно говорит на своем языке. Впрочем, исключений здесь довольно много. Иногда несколько народов говорят на одном языке: например, сербы, хорваты, боснийцы-мусульмане - на сербскохорватском; немцы австрийцы - на немецком; испанцы, кубинцы, мексиканцы и многие другие народы Латинской Америки - на испанском. В таких случаях обязательно существуют какие-то мелкие, но для самих носителей языка очень заметные различия.

Этносы отличаются друг от друга прежде всего культурой в широком смысле этого слова. Данное понятие включает не только литературу, искусство, религию, но и национальную кухню, организацию жилого пространства (утварь, мебель, особенности их расстановки), нормы поведения, включающие форму приветствия, правила вежливости (вплоть до расстояния, на котором собеседники должны стоять или сидеть друг от друга) и т. д. Для языка отдельных групп населения характерны особые диалекты и говоры; точно так же в разных частях территории расселения народа всегда бывают существенные различия в культуре.

Однако пока отдельный человек продолжает осознавать и называть себя именем своего народа, пока он ощущает большую близость и схожесть с другими носителями того же самоназвания, нежели с прочими людьми, он остается представителем данного этноса.

Многие думают, что представителям любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это заблуждение. Если кто-либо из ваших знакомых хвастается, что способен отличить по внешним данным татарина, узбека или азербайджанца, можете смело заключать с ним пари: в 90% случаев он проиграет. Зато довольно точно можно определить национальность человека по его акценту (произношению), манере поведения, например по жестикуляции; но это признаки не физические, а языково-культурные. Наука, изучающая в частности, внешний облик людей, называется физической антропологией. Ученые-антропологи могут определить только обобщенный, среднестатистический облик, характерный для каждого народа. Например, грузины отличаются средним и высоким ростом, умеренно светлой кожей, темными волосами и глазами, сильно выступающим носом с горбинкой, не очень широким лицом. Эти характеристики можно получить, измерив и описав 100 или 200 человек из разных районов Грузии. Среди них почти наверняка окажутся люди с очень светлой кожей , русыми или рыжими волосами, слабо выступающим носом, светлыми глазами, небольшого роста и т. д. Наличие у народа какой-то типичной внешности - это чаще всего основанный на случайных впечатлениях миф.

С научной точки зрения еще менее обоснованы попытки судить о национальном характере, присущем тем или иным народам.

Формы поведения и выражения эмоций у разных народов также очень отличаются.

Однако это лишь различные внешние проявления радости и огорчения, чувств дружбы и любви, обиды и неодобрения, стремления к благополучию и успеху, которые в равной мере присущи всем народам на нашей планете.

Материал взят из "Энциклопедия для детей Страны. Народы. Цивилизации" Том 13 Москва Аванта+ 2001г.

 

[Наши партнеры]  [Авторы проекта]  [Web-мастер]

  

 

 

 

Hosted by uCoz