«Какой уютный дом!»: говорим мы всякий раз, оказываясь в жилищном пространстве, наполненном человеческой фантазией.
Сколько веков существует жилище, столько и находятся в нем неотъемлемые его составные.
Сени
Под ними подразумевалось то, что сейчас называется «вестибюль» или «тамбур».
Они занимали заметное и существенное место в доме, «…необходимые в нашем климате для того, чтобы наружный воздух не прямо входил в переднюю для наименьшего охлаждения внутренней температуры».
Сени были «холодные» и «теплые».
«Холодные» - это те, которые располагались в пристройке, и были они совсем маленькими, превращаясь иногда в площадку между входной дверью и «теплыми» сенями.
А эти сени назывались также «передней» и служили в основном для оставления в ней наружной одежды, и из них вела дверь в залу.
Порог
Если окна дома – его душа, то издавна в народе говорят «Без Бога – не до порога».
Входили в дом, особенно чужой, помолясь.
Порог вообще мыслился границей, разделяющей свое и чужое пространство, и потому диктовал правила поведения: через него нельзя было здороваться, подавать руку, на нем не следовало сидеть, стоять или есть.
Гостя обычно встречали за порогом и пропускали в дом впереди себя.
Отправляясь в дальнюю дорогу, присаживались у порога и перед ним произносили прощальные слова.
Порог – как проницаемое место на границе 2-х миров – старались защитить, например, вешали на него косу: «Коса на пороге охраняет от злых людей», как бы обрубает на пути и не пускает в дом. Возле двери стояла «нищая» лавка для странников и нищих.
Очаг
Когда очаг заменил печь, она в отличие от него, заняла место в углу, а он всегда был в центре.
Но от этого она не утратила своего главенствующего положения для обитателей дома: в ней по-прежнему поддерживали «живот» - огонь, на ней готовили еду, на ней спали.
На ночь на печь полагалось ставить горшок с водой и класть полено: так «кормили печь и огонь».
С печью связано много примет и поверий.
Кто сидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. О счастливчиках говорили, что они в печи родились.
Если пропала скотина или кто-то из домашних не вернулся ко времени домой, их звали в печную трубу.
Приходили сваты, девушка сидела на печи, если слезала с печи, значит, согласна идти замуж.
Слабеньких детей в печке «перепекали», если не допёкся в материнской утробе.
Н. Кушакевич