Судьба провинциального, ничем не примечательного, кроме уникальной природы, городка была предрешена в 1951 году, когда на волжских берегах развернулось строительство ГЭС. Тогда одновременно с сооружением ГЭС велась подготовка к переносу Ставрополя из зоны затопления будущего водохранилища. 10 июня 1957 года завершилось заполнение Куйбышевского водохранилища. Старый Ставрополь, с церквями и многими домами, был похоронен навсегда. Началась история совершенно нового, современного индустриального города.
Советское правительство использовало появление мощного источника электроэнергии для развития на берегах Волги мощной химической индустрии. А затем, в 1966 году, на том же основании началось строительство крупнейшего в СССР автомобильного завода. Все три строительные компании были всесоюзного значения. На берега Средней Волги со всех концов Советского Союза ехали энтузиасты, ехали по комсомольским путевкам, ехали из деревень в поисках лучшей жизни.
Так сформировалось основное население Тольятти, города многонационального, с населением почти 800 тысяч человек.
Если говорить о национальном составе, то основную группу горожан составляли русские. Но это не мешает мирно сосуществовать в городе христианской, католической, мусульманской, буддистской конфессиям. В Ставропольском районе, куда входит Тольятти, действует более 10 православных храмов, мечетей, костелов. Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой.
Административно город Тольятти делится на три района, простирающихся почти на 50 км вдоль левого берега Волги. Все три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский, – по-своему уникальны и не похожи друг на друга.
Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. Поэтому характерно, что именно в этом районе есть улица с названием Гидростроевская. Один из микрорайонов называется Шлюзовой, другой называется Жигулевское море. Здесь больше малоэтажных зданий, характерных для архитектуры сталинского и хрущевских периодов. Только в этом районе есть парк и микрорайон, где нет ни одного посаженного дерева, - он создан прямо на участке соснового бора.
Центральный район начал строиться в период создания крупных химических предприятий. К нему относится крупный Северный промышленный узел, куда входят предприятия по производству синтетического каучука, минеральных удобрений, фосфора, азотной кислоты и многого другого. Район – исторически сложившийся административный центр города. Здесь располагается Тольяттинская Городская Дума и мэрия города. Центральный район представлен также зданиями сталинского и хрущевского периодов. Квартиры в жилых домах района горожане так и называют между собой - "хрущевки". Здесь же наиболее обширный так называемый "частный сектор" - дома индивидуальной застройки. Этот район сегодня постепенно застраивается современными коттеджами.
Автозаводский район, как это и следует из названия, - детище Волжского автомобильного завода. И по сей день практически 80% его жителей работают на ВАЗе. Особенность Нового города в том, что он был построен без единого барака. Это - эталон "города-мечты", города будущего в представлении архитекторов периода 60-х - начала 70-х годов. Как эталон Социалистического строительства и архитектуры, Автоград вошел в один из учебников архитектуры, изданных в Италии.
Район делится широкими улицами и проспектами на практически равные квадраты. Многие его кварталы похожи друг на друга как братья-близнецы.
Материал взят из Памятной книги № 35 2004г.